Действие фильма происходит в знаковом оруэлловском 1984 году. Капитан «Штайзи» (аналог КГБ в Германской демократической республике) Визлер получает задание от своего начальника задание проследить за гражданином Дрейманом, театральным драматургом, единственным из германских писателей, получившим признание на Западе и не впавшим в опалу социалистическому режиму, в отличие от многих своих товарищей по «писательскому цеху».
Несмотря на очень пристальное внимание спецслужбам не к чему придраться - Дрейман сохраняет лояльность и веру в социалистический режим. Главная же беда драматурга - то, что его гражданская жена, великолепная актриса Криста-Мария, приглянулась похотливому министру культуры ГДР, также бывшему сотруднику спецслужб - и тот готов на многое, чтобы убрать с дороги своего соперника.
Таков вкратце сюжет фильма. На первый взгляд, изначально довольно простой, спокойно и неторопливо развивающийся классический сюжет (герой, героиня, главный злодей и его верные слуги) вырастает в гораздо большее, чем просто повествование. В фильме хватает исторических несоответствий, но, как мне кажется, во-первых, эти «ляпы» вполне обдуманы, взвешены и не случайны (влияет неприятие Западом коммунизма и режима стран Социалистической Европы и СССР в том числе), а во-вторых, главная идея фильма не состоит в точном историческом соответствии. «Жизнь других» следует смотреть не глазами, замечая все внешние нюансы. Его нужно смотреть душой, вникая во внутреннюю сущность героев, их жизнь, их чувства и эмоции. Сюжет очень динамичен, и мы видим, как главным героем становится вовсе не тот человек, кого можно было бы им считать, и кто им, по всем голливудским параметрам, должен был бы стать.
Главным героем становится капитан Визлер, тот самый, который и поставлен во главе исполнения операции по сбору провокационных данных о Дреймане. Капитан как раз не живет, он существует - он одинок, у него нет спутницы жизни, нет друзей и весь смысл жизни его заключается в работе в «Штайзи», в выявлении потенциальных диссидентов и обучении молодежи специфике работы в спецслужбах.
Но, незаметно для самого себя, Визлер начинает сочувствовать своему «подопечному», жить его жизнью, понимать, чем серое и невнятное существование самого капитана отличается от яркой и красивой жизни Дреймана. И в этот самый момент, когда Визлер ясно осознает, что система (и люди этой системы - в частности, министр культуры и его непосредственный начальник полковник «Штайзи», использующие свой, как сейчас модно говорить, «административный ресурс»), старающаяся спровоцировать, запятнать невиновного человека - это абсолютное зло, когда понимает, что он подслушивает и подсматривает за
жизнью других, чем он сам, людей, так вот в этот момент Дрейман все-таки совершает ошибку.
Дальнейшее развитие сюжета идет по нарастающей, напряжение постоянно возрастает, события следуют одно за другим, и тем не менее несколько эмоциональных взрывов в концовке фильма неожиданны, неимоверно сильны и именно они возводят «Жизнь других» в разряд шедевров мирового кинематографа.
Лично я довольно давно не видел немецких фильмов столь высокого эмоционального уровня со времен незабвенного «Достучаться до небес», который «Жизнью других», на мой взгляд, был превзойден, поскольку сосредоточение всей эмоциональной энергии фильма здесь более неравномерно, и сосредоточено именно в финале.
Оскар 2007 года лучшему неанглоязычному фильму, бесспорно заслужен, но как лично я считаю, даже такая премия - слишком маленькое признание для такого Кино.