В каждом деле нужны профессионалы – люди, отлично справляющиеся с заданной работой, досконально знающие и понимающие свои обязанности и выполняющие их на высоком уровне. Казалось бы, какой особый профессионализм нужен в работ продавца – стой за прилавком и поплевывай в потолок… Кому нужно, тот купит, а кому не нужно – то и нечего перед такими расшаркиваться. Так полагают люди, к торговле не имеющие отношения, и бывающие в магазинах исключительно в качестве клиентов. |
К сожалению, того же мнения придерживаются и многие продавцы. А мнение это не только ошибочное, но и приводящее к оттоку клиентов к конкурентам. Пока продавец пребывает за прилавком в состоянии мечтательной задумчивости – клиенты (еще не покупатели) без сожаления покидают равнодушного продавца и направляются в другой магазин. Там их ждут несколько восторженных, внимательных, улыбающихся продавцов-консультантов.
Правда среди продавцов магазинов «повышенной услужливости» есть также фантастически любезные продавцы, готовые перемерить на покупателя весь имеющийся в наличии ассортимент и продемонстрировать все возможности продаваемой техники. В кульминационный момент, когда продавцы достигают наивысшего предела в искусстве убеждения, у покупателя обычно срабатывает инстинкт самосохранения и он без лишних прощаний покидает двери этого гостеприимного «зомбирующего центра». Бывает и еще более печальная развязка – несчастный неопытный покупатель заглатывает крючок с наживкой и потом очень долго трепыхается, не понимая, что же ему делать со всеми приобретениями и куда их теперь деть. А главное – ему очень жаль потерянных денег. Не нужно особого труда понять, что больше он не вернется в тот магазин, где его так «бессовестно обработали». А если и поддет – о уже вряд ли что-нибудь купит, движимый желанием вполне справедливой мести.
Как же найти столь желанную для продавца золотую (поистине) середину – когда покупатель и купит много товара, и в т же время с удовольствием придет в следующий раз и купит еще больше?
Конечно же продавать нужно только то, что действительно нужно покупателю. Самое сложное в этом вопросе – понять, что же это. Ведь клиент иногда и сам этого не осознает.
Во все существующие 1. Не стойте у прилавков с видом сонных мух в период первых заморозков. Ваши сонливость и аморфность не только не привлекают, но и отпугивают. Ведь добросовестные покупатели в силу своей порядочности даже постесняются выводить вас из транса, даже если они уже и готовы что-то приобрести. 2. Не будьте навязчивы и надоедливы. Даже если в ваши обязанности входит необходимость продать как можно больше. Не набрасывайтесь на покупателя, поражая и пугая его умением по-попугайски повторять заученный текст. 3. Помните – доверие клиента или его нежелание с вами общаться завсит от того, насколько хорошо вы чувствуете, когда нужно говорить, а когда – промолчать; когда проявить напор, а когда отступить. 4. Не считайте, что покупатель вам что-то должен, и вы, выполняя свою работу, делаете для него что-то особенное и сверхъестественное. 5. Учитесь отвлекаться от своих внутренних, личных проблем. Покупатели совсем не виноваты в том, что у вас вчера был праздник, и вы не можете сегодня работать в полную силу. Вы прежде всего профессионал. 6. И главное – помните, на одного глупого и грубого покупателя приходятся сотни нормальных и адекватных. Не стоит после общения как раз с одним таким «ненормальным» считать ненормальными всех, и относиться к ним соответствующе. Думайте о хорошем, и тогда придет понимание, что работа с людьми – это не такое уж тяжкое занятие. |