Существуют простые правила, которые позволяют, в случае необходимости, давать отказ коллегам, начальству, родственникам и друзьям. Но стоит только начать следовать этим правилам, как возникают внутренние барьеры, порой совершенно неосознанные.
Если вы считаете, что при отказе друзьям, они от вас отвернутся? При отказе начальству вас уволят? Подумайте, а что вы, собственно говоря, можете потерять? Мнимых друзей, которые «дружат» с вами только ради возможности использовать вас; или же работу, где вас не принимают всерьез, и норовят сесть на шею? Конечно же, сначала, вы сами должны решить для себя – что вам дают такие друзья и такая работа, сослуживцы, отношения. Помните: принимая решение, не стоит бояться перемен.
Первое и самое трудное – понять, зачем вы, собственно, так себя ведете. Не почему, а зачем. Что такое вы получаете для себя лично, когда без особых раздумий бросаетесь выполнять все поручения начальства, когда в ущерб собственным интересам помогаете друзьям и сослуживцам?! Самостоятельно ответить на этот вопрос сложно, но можно. Главное, будьте честны с собой, и не спешите с ответом. Просто задайте себе этот вопрос и прислушайтесь к мыслям, ощущениям, чувствам. Может быть, если вы станете вести себя чуть-чуть по-другому, ваши потребности не пострадают? А может быть, и вовсе, стоит их пересмотреть?
Второе. Научитесь брать паузу. Кто-то из великих (по-моему, восточных) мудрецов в свое время заметил, что чем сильнее мастер, тем длиннее пауза. Лучше всего брать пример с Екатерины Великой. Императрица была строга и никогда не баловала подданных утвердительными ответами. У нее был такой метод борьбы с собственным комплексом безотказности – она набирала в рот воды и несколько минут гуляла по дворцу, обдумывая решение. Можно обойтись и без воды. Тяните паузу. Глядишь, и просящий, не дождавшись ответа, найдет себе другую «жертву».
Начинайте учиться говорить «нет». Можете для начала говорить это даже в тех случаях, когда вы все равно не станете отказывать в помощи. Потом можно извиниться, отшутиться, сослаться на рассеянность. Как именно вы объясните свое поведение – не столь важно, главное – это то, что ваше окружение станет понемногу привыкать к тому, что вы можете отказать. Кто знает, может быть, этого будет достаточно?
И самое важное. Начинайте управлять просьбами и поручениями к вам. Что-то можно взять на себя, что-то перепоручить другим, от чего-то, безусловно, надо отказываться. И здесь будьте честны перед людьми и перед собой. Если просьба сослуживца затрагивает ваши интересы – не стесняйтесь сказать об этом. Хотя бы самим себе для начала. Со временем вы обязательно научитесь говорить это и вслух. |