До грехопадения человека все созидалось словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым. Все было запечатлено благословением Божиим.
Но человек через общение с духом нечистым принял в себя нечистоту, и тогда Дух Божий отступил от нечистого создания. Все, к чему прикасались руки грешников, делалось нечистым и потому лишалось благословения Божия. И вода приняла в себя грех человеческий и перестала быть источником благодати.
Были и в ветхие времена источники святой волы (источник Моисея, колодец Яковлев, купель Силоамская). Но это были единичные проявления милости Божией, а вода как стихия еще не имела силы освящать людей.
Она вновь обрела эту силу в благословенные дни Богоявления, когда Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения и духовного очищения. На Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись Небеса и нисшел Дух Божий, Святой, чтобы сотворить во Христе нового Адама.
Ту великую святость, сообщенную ей на Иордане, вола хранит с тех пор. но наши грехи, оскверняющие все стихии, требуют, чтобы силой молитвы священнической, силой веры снова отверзались Небеса и благодать Божия вновь соделывала воду святой, очищающей, животворящей.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду благословение Божие и благодать Святого Духа. |