Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе — гарантированы. Чтобы преодолеть лосадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа, но она обязательно даст положительный результат.
Понаблюдайте, как выполняет ребенок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько все написал — и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех глупых ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик.
Первое, чему нужно научить ребенка, это проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. Довольно часто ученики говорят - Я все равно не вижу своих ошибок, зачем же мне тратить зря время?!
Это не повод опускать руки. Действительно, есть такая особенность, когда по свежим следам трудно увидеть описки в своей работе. Значит, написанное нужно отложить, заняться другим предметом, а по прошествии времени вернуться к тому, что делал ранее, и посмотреть на текст как на чужой. Если времени на выжидание нет, например в школе на диктанте или сочинении, можно использовать другой прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете.
Однако чтобы овладеть этим приемом, родителям придется выступить в роли своеобразного тренера. Пусть ребенок напишет под вашу диктовку какой-нибудь не очень сложный текст, а затем проверит то. что сделан, по методике от конца к началу. Старайтесь, чтобы следующий диктант был сложнее предыдущего.
Психологами разработано много интересных развивающих игр, описание их можно найти в популярной психологической литературе. Мы предлагаем некоторые из игр. Довольно эффективно тренирует внимание собирание картинки из кусочков — паззлов. Или, например, можно выставить на стол 5—6 предметов и попросить малыша несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернется, убрать один и спросить, какого предмета недостает. Кстати, играть можно не только дома, но и на улице. Например, запоминать номера проезжающих машин и складывать числа. Это не только развивает навыки быстрого счета, но и тренирует память. Можно поиграть в детективов. Выбрать объект наблюдения и запомнить, во что он был одет, что держал в руках... Эта игра на наблюдательность. Старайтесь заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться успехами вашего чада в школе и всегда подчеркивайте, что вы очень цените его старания. Именно труд, а не оценки. А там. глядишь, и хорошим отметкам вместе будете радоваться.
Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят и от его памяти. Запоминать приходится не только то, что интересно, но и то, что нужно. В значительной степени прочность детской памяти зависит от понимания ребенком смысла того, что он учит, ложится ли новый материал на старый. Заучивание по принципу -надо!- не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов и ассоциаций. Конечно, способность использовать логику при запоминании развивается с возрастом. Но уже в начальных классах, когда ребенок пересказывает какой-нибудь текст, не требуйте от него абсолютной точности сюжета. Главное, чтобы он смог разобраться, кто главный герой, когда происходит действие, с чего оно начинается и чем завершается. |