Проявитель», «фиксаж», «кадрирование»... Разве эти слова не вызывают ностальгию? И не вспоминается легкая зависть по отношению к сверстникам, которые умели делать цветные снимки? Открываем фотоальбом тех лет: пейзажи, архитектура, портреты, постановочные снимки. Умели все-таки снимать, даже книжки какие-то читали...
Потом мы повзрослели, устаревшие «Смены», «Вилии», «ФЭДы» и «Зениты» забросили на антресоли или подарили младшему поколению. Фотоувеличитель уже никому не нужен, в кювету для фиксажа ходит кошка. Потому что появились фотолаборатории, где за небольшую сумму оперативно и без участия автора сделают вполне профессиональные отпечатки. Главное, чтобы негатив был достаточно хорош. А с чего ему не быть достаточно хорошим, если в фотомыльнице есть автофокус, автовыдержка, автодиафрагма, автобаланс белого, которые все вместе способны сделать нормальный средний снимок методом «навел и щелкнул». Открываем фотоальбом: портреты, пейзажи, репортажи с очередного мероприятия... Что это: день рождения или свадьба, а, может, просто пятница? Никакой индивидуальности в снимках. Да, расслабились, потеряли квалификацию...
Затем повзрослели технологии. Цифровые камеры дали много преимуществ фотографу: для обработки на компьютере снимок уже не нужно сканировать. Даже профессионалы завели себе цифровые аппараты, правда, иногда стыдливо называя их «моя вторая камера». «Мыльницы» по-прежнему удел тех, кому неважно, некогда, лень или денег не хватает. Зато процесс печати снова можно контролировать благодаря обработке кадра на компьютере и печати на домашнем фотопринтере. Слово «фотошоп» стало понятно любому гражданину младшего школьного возраста: несколькими нехитрыми действиями можно повысить резкость снимка, «замылить» задний план, убрать «красные глаза» или добавить новых персонажей, которые первоначально в кадре не стояли.
Пожалуй, самое серьезное изменение за последние 20 лет — это даже не «цифра», а именно качественные фотопринтеры, которые вернули нам возможность ускорить процесс печати и получать новые снимки по мере надобности. Все то, что пришло на замену фотоувеличителю с кучей бачков и химикатов, теперь помещается на краю стола.
Теперь поговорим о том, какие фотопринтеры можно выбрать для дома и офиса. Как известно, есть два основных класса цветных принтеров: лазерные и струйные. Струйные отличаются более высоким качеством печати, лучшей цветопередачей. Зато лазерные принтеры дешевле в эксплуатации и быстрее выдают отпечаток. То есть для обычной работы в офисе — печати презентаций, диаграмм, фирменных бланков — больше подходит лазерное устройство. Но для печати фотографий и документов с высокими требованиями к качеству следует брать только струйный принтер. Производители четко разделяют обычные струйные устройства и струйные устройства для печати фотографий. Фотопринтеры дороже за счет того, что в них используются дополнительные цветные картриджи, есть возможность печати «без полей», на рулонной бумаге и на поверхности компакт-дисков.
Если говорить непосредственно о струйной технологии, то «струя» формируется из отдельных капель чернил, вылетающих через дюзы картриджа. Число дюз может исчисляться десятками, а объем капли довели до невидимого глазом размера в 1 пиколитр. Чем мельче капля, тем меньше размер пятна на бумаге, которое она оставляет, и выше качество отпечатка.
В современные струйные принтеры может устанавливаться различное количество картриджей. Для большинства задач достаточно четырех цветов: Cyan, Magenta, Yellow, Black (CMYK), из которых получается полноцветное изображение. Для большего цветового охвата и лучшей передачи полутонов в фотопринтеры добавляют картриджи с чернилами дополнительных цветов. В связи с тем, что изображение на бумаге (пленке и т.п.) формируется иначе, чем на мониторе, где используется схема RGB (Red, Green, Blue), макеты «бумажной» рекламы действительно следует выводить на печать для предварительной оценки качества. Впрочем, специалисты и без нас это прекрасно знают.
Печать с четырех, шести и более картриджей отличается по качеству. Но многое зависит не только от требований покупателя, но и от его восприятия цвета. Для некоторых людей достаточно струйного принтера с четырьмя чернильницами, они не обращают внимания на мелкие детали. Но эти же люди через год-полтора занятий фотографией смогут понять разницу между четырехцветным и шестицветным принтерами и захотят более совершенную модель. Например, портрет формата А4, отпечатанный на 4-цветном и б-цветном принтере, выглядит по-разному даже для челове-ка, который понятия не имеет о цветопередаче. Конечно, к фотопринтерам больше тяготеют профессионалы: фотографы, рекламисты, глаз которых видит малейшие оттенки и полутона. Поэтому все производители постоянно улучшают технологии и стараются предложить достойный аппарат всем категориям покупателей.
Какая модель принтера нужна именно вам, в рамках одной статьи не объяснить: слишком много неизвестных. Поэтому общая рекомендация такова: надо советоваться с продавцом.
Перед походом в торгующую организацию важно определиться с требованиями к устройству: — формат печати (от 10x15 см до А2; если формат больше, то нужно выбирать уже плоттер); — месячный объем печати и необходимость сетевого подключения (проще говоря, будет принтер работать дома или в фирме); — интерфейс (соединение с компьютером и/или с фотоаппаратом напрямую); — качество (обычное или фотографическое); — требуются ли дополнительные функции (копирование, сканирование, двусторонняя печать и т.д.); — цена, которую можно отдать за принтер; — стоимость владения: насколько большую роль играет цена расходных (картриджи, чернила, бумага) и ресурсных (запчасти) материалов; — гарантия и доступность сервиса.
На российском рынке представлены четыре наиболее крупных производителя фотопринтеров: Epson, Canon, Hewlett-Packard и Lexmark. У каждого из них свои технологии и свои преимущества. Например, Epson часто берут для фотопечати, a Hewlett-Packard — для монохромной лазерной печати. Хотя сейчас и Canon выпустил отличную линейку фотопринтеров серии Pixma, но у петербургского рынка есть свои традиции, отличающиеся, например, от московских.
В основном покупают продукцию Epson, Canon и HP: эти три вендора постоянно делят места между собой, соревнуются цифрами в квартальных и годовых отчетах. У кого-то сильнее фототехника, у кого-то другие направления... Несколько меньше представлен Lexmark: на рынке он есть, но пока реальных продаж не так много. Себестоимость печати оцениваем особо. Случается так, что к недорогому принтеру идут картриджи ценой в 50-80% его цены. И какой тип картриджа применяется: единый или с раздельными чернильницами. Так что выясняем у продавца и этот вопрос. Грустно, знаете ли, отпечатать картину про «купание красного коня», а потом обнаружить, что принтер больше не дает красного цвета, и заменять надо весь картридж. Для каждого типа принтеров существует своя фотобумага. Лучше не пытаться бумагу для термосублимационного Canon использовать в струйном Epson. По большому счету следует брать ту, которую рекомендует производитель. Она дороже, чем простая упаковка белых листов, зато гарантирует качество отпечатка.
Чернила для небольших принтеров бывают водорастворимые и пигментные. Если чернила на водной основе, то это не значит, что фотография будет не водостойкая, если печатать на специальной фотобумаге. Дело в принципе нанесения изображения: микроскопическая капля чернил попадает на бумагу, расплывается по ней и впитывается. Печать пигментными чернилами основана на том, что частички краски попадают на поверхность бумаги и закрепляются полимерным слоем. У них есть свои недостатки — так называемый эффект метамеризма. когда свет падает на эти частички краски и по-разному отражается от каждой из них. Это раздражает фотографов, которые точно знают, как должно выглядеть изображение. Зато цвета получаются более яркими, светостойкость и механическая стойкость пигментных чернил более высокая.
Подводя итоги, отметим, что качество печати на фотопринтерах достигло такого уровня, что грамотный пользователь может полностью контролировать процесс и уже меньше нуждается в услугах профессиональных лабораторий. Достаточно профессиональный отпечаток можно получить и дома и в собственном офисе, причем низкая себестоимость позволяет творить и экспериментировать. |