Поэтому молодежь идет на подготовительные курсы или просит родителей нанять репетитора. Но подобные услуги тоже требуют немалых средств. Как же быть тем, кому негде их изыскать? Отчаиваться не стоит! Вы уже решили, в какой вуз поступать? Начинайте готовиться к экзаменам сейчас, чтобы летом поразить преподавателей глубиной своих познаний и с блеском выдержать конкурс. А о том, как подготовиться эффективнее, мы поговорим в этой статье.
Существует явление, которое на первый взгляд кажется парадоксальным, но при ближайшем рассмотрении оно вполне объяснимо: школьные отличники и медалисты нередко с треском проваливают вступительные экзамены в вуз! Объяснить это достаточно просто: отношение к одному и тому же предмету в школе и в вузе значительно отличается. Если основная задача школьника — выучить и запомнить текст учебника или материал урока, то абитуриент должен понимать суть предмета и его внутренних закономерностей, что с него и спрашивают на экзамене.
Причем требования к объему знаний и владению терминологией могут вовсе не отличаться. В качестве примера приведем реальный случай, произошедший на вступительном экзамене по химии. Симпатичная абитуриентка связно и четко отвечает на первый вопрос билета. Преподаватель видит, что девушка готовилась, останавливает ее, когда она начала отвечать на второй вопрос, и спрашивает: «Скажите, а растворяется ли в воде оксид кремния Si02?» Абитуриентка задумалась — ничего подобного припомнить она не могла, и через минуту неуверенно сказала: «Растворяется...» Преподаватель возмутился: «А вы речной песок на берегу видели? Он что, тоже растворяется?!» И поставил в экзаменационный лист вполне заслуженную двойку. Девушка попросту не смогла сопоставить книжную формулу с реалиями из жизни, будь то песок, стекло или красивые камешки из сережки... А без этого умения ни один предмет понять невозможно, даже отличаясь хорошей памятью и соображением. Попробуйте взглянуть на предмет иначе, увидеть его объемнее.
Сказанное ниже надо применять в первую очередь при изучении профилирующего предмета, поскольку от того, как вы его освоите, в основном и зависит исход ваших вступительных испытаний. Но таким же образом стоит готовиться и к другим экзаменам, учитывая, конечно, их специфику. В целом системный подход к изучению предмета одинаков в каждом случае, будь то химия, география, русский язык или любая другая дисциплина.
Начните с покупки учебников. Сегодня издают много учебных пособий, но по объему информации они существенно не различаются. Качество учебника зависит только от авторской подачи материала, а о том, кто из авторов на сегодняшний день лучше, спросите у школьного учителя. Желательно приобрести по одному и тому же предмету несколько пособий. Знаете, в чем заключается принцип работы стереоскопа? Правый и левый глаз человека видят изображение каждый под своим углом, а сопоставление двух несколько отличающихся друг от друга картинок дает нам видимость объема.
Точно так же и с пособиями: тот или иной автор воспринимает предмет под своим углом, хотя рассуждают они об одних и тех же вещах, что входят в школьную программу. Прочитав сначала главу из учебника одного автора, вам проще будет читать главу на ту же тему из книги другого автора, потому что вы встретите похожие суждения. А разница в суждениях двух разных людей даст вам то самое объемное представление о предмете, которое и надо продемонстрировать на вступительном экзамене. Хорошо, если среди ваших учебников и учебных пособий окажется одна-две книги иностранных авторов. Западный подход к образованию своеобразен и имеет немало полезных отличий от отечественного.
Первым делом вам нужно запомнить разделы и подразделы изучаемого предмета, чтобы термины и понятия из одного раздела не путать с понятиями из другого. Например, школьный курс биологии включает в себя такие разделы, как ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, а также общая биология. А последняя в свою очередь состоит из следующих подразделов: молекулярная биология, цитология, генетика, эволюционное развитие жизни и основы экологии. Подобного рода структуру нужно представить себе изначально и изучать ее по разделам. При вторичном прохождении курса предмета вы уже будете отлично знать границы разделов науки и то, что изучает каждый из них.
Внутри каждого раздела вам надо создать свои рамки и разграничения, вплоть до отдельных явлений, процессов, терминов и определений.Вы получите четкое представление о месте, назначении каждой отдельной составляющей и о ее взаимосвязях в общей схеме. Таким образом вы овладеете полной структурой предмета.
Вы никогда не задумывались над тем, почему яркий художественный рассказ читать легче, чем материал из учебника истории? Или почему передачу «В мире животных» смотреть интереснее, чем готовиться к уроку зоологии?
Дело в том, что художественная литература и телевизионная передача подают материал, оперируя образами — живыми картинками, персонажами, имеющими свои образные характеристики — цвет, форму, движение и пр. Язык науки — понятия и цифры. Под одно и то же понятие можно подогнать любой образ, но нашему мозгу сделать это гораздо сложнее, чем получить готовый. Тем не менее, чтобы хорошо усвоить и понять материал, вам придется наглядно и в деталях представлять себе все то, о чем пишут в учебниках. С такой целью ищите иллюстрации спрашивайте тех кто знает, фантазируйте, опираясь на характеристики в пособиях. Тогда сухие понятия вы сможете связать в сознании с вполне реальными «картинками» и не допустите ошибки, на которую попалась наша абитуриентка, сказав, что оксид кремния растворяется в воде.
Рано или поздно структурный скелет предмета в вашем сознании начнет «обрастать мясом». Каждое из понятий потянет за собой цепочку других понятий, формул и образов. Регулярно возвращайтесь к разделам и подразделам пройденного материала и контролируйте себя, задавая вопросы: «Все ли мне ясно?», «Ничего не упущено?», «Как это соотнести с другими разделами?» и пр. Если что-то неясно, упущено или с чем-либо не соотносится, ищите дополнительную информацию. Вероятно, она есть в учебнике, просто раньше вы не обратили на нее внимания. А если и там на ваш вопрос нет ответа, задайте его школьному учителю или тому, кто способен дать вам объяснение.
Таким образом следует регулярно заполнять пробелы в знаниях. Возможно, полученные ответы вызовут у вас ряд новых вопросов, — тогда не оставляйте без внимания и их.
Чтобы приобретенные знания прочно засели в вашей памяти, старайтесь вслух проговаривать усвоенную информацию. В качестве слушателя лучше выбрать того, кто тоже заинтересован в данном предмете или хотя бы просто терпеливо отнесется к вашим устремлениям. Обратитесь к вашим домашним или друзьям. В крайнем случае можно обойтись вообще без слушателя. Опыт такого рода декламаций поможет вам во многом. Во-первых, вы научитесь давать четкие и структурированные ответы на экзаменах. Во-вторых, так проще обнаружить пробелы в знаниях. И в-третьих, так легче не отвлекаться на посторонние мысли. К каждому произнесенному тезису придумывайте вопросы и сами же отвечайте на них.
Когда наступит черед экзамена, не волнуйтесь. Уверенность в том, что вы отвечаете правильно, — уже половина победы. Экзаменаторы любят задавать провокационные вопросы — парируйте их, ссылаясь на факты и аргументируя ответ. В таком случае вы продемонстрируете глубину познаний предмета, а также способность к аналитическому мышлению. А это, поверьте, и нужно экзаменаторам вуза, в их интересах отобрать себе способных и талантливых студентов. Не теряйте времени — принимайтесь за подготовку уже сегодня! |